Музей ЖДЕТ ВАС:

Пн. - Пт. - по предварительной записи

Сб. - Вс. - экскурсии в 13:00  и 15:00

 

Музей печати Серпухов

(групповые экскурсии по предварительной записи)

+7(968) 027-98-98

Музей печати в городском округе Серпухов располагается в двух исторических зданиях 1890 и 1914 годов постройки. Здесь с 1917 года и по сей день работает старейшая в городе типография. Предприятие выпускает любую черно-белую продукцию на бумаге форматом А2, цветную продукцию на бумаге форматом А3, в том числе: книги, брошюры, буклеты, визитки, листовки, стикеры.

 

Дореволюционный период

 Дореволюционный период развития издательского, типографского и печатного дела в Серпухове характеризуется двумя основными особенностями. С одной стороны, в городе действует нескольких частных типографий, которые в основном печатают официальные документы. С другой – в начале ХХ века начинается эпоха подпольных типографий, которые издают листовки и прокламации, перепечатывают либерально-демократические издания.

 Итак, частные типографии. Перечислим их все – это типография Н.Н. Королькова, типография Б.Е. Казакова, типо-литография наследников А.Д. Никифоровой и типография П.И. Звегинцова. В Серпуховском историко-художественном музее хранятся буквально считанные экземпляры продукции, выпущенной местными печатниками. Например, отчёты движения денежных сумм и деятельности городской управы, отчёты Серпуховского комитета Российского общества Красного креста, Фирсановского богадельного дома, Варгинской больницы.

 Причем, обращает на себя внимание, что после 1905 года изданий типографий А.Д. Никифоровой и П.И. Звегинцова не сохранилось, а те отчёты, которые прежде печатались у них, стали печататься у Н.Н. Королькова и Б.Е. Казакова. Две последние типографии существовали вплоть до национализации в 1919 году, когда всё оборудование сначала свезли в помещение типографии Б.Е. Казакова, а потом, подыскав более подходящее,

  – в бывший трактир купца Плотникова на Сенной площади – то есть там, где мы с вами сейчас находимся.

 Также в типографии Н.Н. Королькова на протяжении двух лет – с 1911 по 1913 год – выпускался «Еженедельный религиозно-назидательный воскресный листок». Его издавал священник Иван Михайлович Берёзкин. С июня 1911 года входит в клир Троицкого собора г. Серпухова. Продолжает преподавать в гимназиях и становится заведующим Серпуховской общегородской церковно-приходской школой. В 1911 году организовал Серпуховское Общество трезвости, которое издавало специальные листки, разъясняющие пагубность пьянства.

  Чтобы понимать процессы, которые происходили в Серпухове, надо учитывать, что к началу ХХ века Серпухов был одним из крупнейших городов Московской губернии, в нём проживали 56 тысяч человек, а вместе с уездом население составляло порядка 240 тысяч человек. Крупнее был только Орехово-Зуево с населением около 60 тысяч. Кстати, Подольск тогда был в 4 раза меньше Серпухова.

 

Нелегальные типографии

 Здесь печатались листовки и прокламации, которые распространялись не только в городе, но и уезде. А Серпуховский уезд тогда был огромным. Кстати, в 1920 году всерьёз рассматривался проект создания Серпуховской губернии. Но, как мы знаем, он не был реализован.

 А подпольно в городе и уезде действовало 4 типографии. Две - почти рядом: на Глушихе и на улице Спасской, ныне Урицкого, в квартире студента Шляхова. А также под колокольней в с. Райсемёновском, где печатал листовки пономарь Спасского храма.

 Одна из крупнейших типографий была в Подмоклове. Сюда после революции 1905 года устроился управляющим имением купца Рябова Николай Муралов. И вплоть до Первой мировой войной в Подмоклове был поистине большевистский центр Подмосковья, тесно связанный с Московским окружным комитетом партии. В заброшенной бане на гектографе печатали листовки, нелегальную литературу, избирательную платформу РСДРП к выборам в IV Государственную думу. Связные брали с собой и большевистские газеты. Под бидонами молока, под соломой запретные издания отправлялись в Серпухов на явочную квартиру. Оттуда начиналось их путешествие в Орехово-Зуево, Тулу, Богородск, Дмитров... Общество трезвости не без помощи братьев Мураловых устраивало в Подмоклове и Серпухове лекции, где опытные пропагандисты умудрялись рассказывать рабочим и крестьянам о программе депутатов-большевиков, о положении рабочего класса за границей, о борьбе пролетариата России с самодержавием.

  Николай Иванович Муралов приехал в Серпухов в 1915 году. А после Февральской революции был избран в Серпуховский Совет рабочих депутатов. С октября 1917 по 1919 год он – председатель Алексинского уездного большевистского комитета и Уездного исполкома. В октябре 1917 года – член Московского военно-революционного комитета и революционного штаба, один из руководителей вооруженного восстания в Москве. После победы над юнкерами 2 ноября 1917 года Муралов подписал приказ Московского ВРК о победе революции в Москве, и в тот же день был назначен комиссаром Московского военного округа с правами командующего войсками.

 В 1924 году Николай Муралов - член комиссии по организации похорон В.И. Ленина. В.В. Маяковский писал в поэме «Владимир Ильич Ленин»: «Но вот издалека, оттуда, из алого, в мороз, в караул умолкнувший наш, чей-то голос – как будто Муралова – «Шагом марш»...» Скрывая слезы, Николай Иванович сопровождал траурный кортеж до Дома союзов 24 января в Колонном зале, в делегации из Нижнего Новгорода он увидел брата Александра, который сопровождал гроб с телом Ленина из Горок 27 января. В день похорон на Красной площади была почти вся семья Мураловых.

 

 Типография «Единение», «Коммунист»

 Одним из важных действующих лиц в истории печати Серпухова был Сергей Митрофанович Костяков.

 Сергей Костяков начал увлекаться революционными идеями, еще будучи гимназистом, обучаясь в серпуховской Александровской гимназии, где он уже тогда начал печатать и распространять нелегальную литературу. В 1911 году вступил в партию большевиков. В 1916 году был приговорён за это к заточению в крепости, но из-за плохого здоровья меру наказания изменили на тюремное заключение. В Серпухов вернулся после Февральской революции, нагруженный политической литературой. Был избран в состав президиума Совета рабочих депутатов.

 Под руководством Костякова на артельных началах была создана типография «Единение». Очень интересна история создания типографии. Надо знать, что Сергей Костяков был большевиком, но при этом –  сыном фабриканта. За увлечения революционными идеями, его отец, чтобы вразумить сына, в семейном кругу объявил, что лишает его наследства. Когда в Серпухове в марте 1917 года создаётся Серпуховский Исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, было решено начать издавать собственную газету. Но платить частникам не было денег, а печатать ее было негде. Тогда была придумана такая схема. Поскольку отец не уведомил должностные лица города о том, что Костяков-младший лишен наследства, тот спокойно получает в Общественном городском банке ссуду под капиталы наследства. Получив эти деньги, большевики отправились покупать печатный станок в Москву на машине, которую им предоставили военные моряки (в Серпухове стояла морская бригада, которая занималась ремонтом кораблей). В сопровождении вооружённых матросов привезли типографское оборудование. Электричества не было, станок работал, приводимый в действие руками рабочих. Поскольку враждебные силы не дремали, печатникам приходилось ночевать там же, по воспоминаниям участников тех событий, было несколько попыток поджога типографии со стороны меньшевиков и эссеров.

 Сергей Костяков стал секретарем и казначеем типографии. При его активном участии в городе стали выходить газеты: сначала «Известия Серпуховского Совета депутатов», а затем «Коммунист». Одна из улиц Серпухова носит его имя.

 Типография «Единение» к тому моменту располагалась в нынешнем здании. К концу 1919 года в городе завершилась национализация всех частных производств. В том числе – частных типографий. Их оборудование сначала свезли в бывшую типографию Б.Е. Казакова на Коломенской улице – ныне ул. Революции, потом подобрали более подходящее помещение на Сенной площади – ныне площадь Революции.

 На выпуск газеты не хватало средств. В феврале 1922 года вышел последний номер «Коммуниста» первых лет. Но правление городской организации профсоюза текстильщиков приняло решение и начало финансировать издание  газеты «Набат». Несмотря на смену издателя, газета по существу осталась прежней. Основной пафос тех лет – призыв на борьбу с разрухой, на восстановление предприятий и преодоление голода, на подъём сельского хозяйства. Прежнее название «Коммунист» решением горкома партии газете вернули только в 1938 году.

 Но суровые чистки коснулись и редакции «Набата». Так, несколько номеров за 1937 год выходят без фамилии редактора. Вместо подписи указывается: редакционная коллегия.

 

 Военные годы

 В первый год Великой Отечественной войны, в 1941 году, пока 49-я армия сражалась в боях неподалеку от города, в Серпуховской типографии издавался ряд красноармейских газет. Несмотря на то, что на каждом номере было напечатано предупреждение: «После прочтения газету сжечь», несколько экземпляров сохранилось и находятся в фондах Серпуховского историко-художественного музея.

 

 Газета 49-й армии Западного фронта «За Советскую Родину»

 Это была ежедневная красноармейская газета. Сформирована в 1939 г., в Белостоке (Белорусская ССР), с началом войны вместе с линией фронта дошла до Серпухова. Ответственный редактор номеров, вышедших в Серпухове, – батальонный комиссар Исаак Давидович Лещинер руководил армейской газетой с начала Великой Отечественной войны. Он стал прототипом редактора армейской газеты из фильма по произведению Константина Симонова «Живые и мертвые», которого главный герой встречает в Могилёве. Тогда Лещинер, действительно, встречался в Могилёве с Симоновым и предлагал ему остаться корреспондентом его газеты. В августе 1945 г. на территории Германии 49-я армия, а вместе с ней и газета «За Родину», были расформированы. Подполковник Лещинер погиб в 1944 г., похоронен в братской могиле в Белоруссии.

 

 Газета7-й гвардейской стрелковой дивизии 49-й армии Западного фронта «Ворошиловский залп»

 Газета выходила в Серпухове на базе собственной автомобильной типографии в октябре-ноябре 1941 г., по воспоминаниям её сотрудника, редакция располагалась «в большом селе за Окой» – вероятно, это Липицы или Подмоклово. Затем вместе с дивизией была передислоцирована на Солнечногорское направление. Ответственный редактор – старший политрук Михаил Каган, взяв свежий выпуск газеты для доставки бойцам, на автомобиле выдвинулся к месту передислокации– впоследствии известный писатель и журналист, который и оставил мемуары о жизни редакции, где несколько страниц посвящено Серпухову. В своем романе «Война» и его экранизации «Война на западном направлении» Иван Стаднюк показал себя в образе военного корреспондента Иванюты, а также включил ряд эпизодов, где вывел образ редактора – Михаила Кагана.

 

 Газета 60-й стрелковой дивизии 49-й армии Западного фронта «За Родину»

 60-я стрелковая дивизия была ополченческой (до 15 августа 1941 года – 1-я ДНО – дивизия народного ополчения), сформирована главным образом из жителей Ленинского района Москвы. Ответственный редактор газеты – старший политрук Федор Филиппович Волошин. В период Великой Отечественной войны работал в дивизионной и армейской газетах, затем корреспондентом Совинформбюро по 2-му Белорусскому фронту и выехал прямо на немецкую артиллерийскую батарею, погиб в ноябре 1941 г. После него газету возглавил старший литсотрудник политрук Иван Фотиевич Стаднюк. Закончил войну в Берлине.

 Также издавалась газета 194-й стрелковой дивизии 49-й армии Западного фронта «Вперед за Сталина». Её ответственный редактор – Алексей Дмитриевич Чичерин. Награждён орденом Красной Звезды. Умер или погиб в 1944 г., похоронен в Белоруссии.

 Все военные годы в городе продолжал выходить «Коммунист». Были дни, когда газета становилась одностраничной, меньшего формата. Были номера, где текст печатался без полей, страница обрезалась вровень со строчками из-за острого дефицита бумаги. Но газета выходила всю Великую Отечественную войну.

 

                                 ПОЛИГРАФИЯ

 Технология полиграфии содержит 3 основные группы производственных процессов: формные, печатные (собственно полиграфические) и отделочные. Формные процессы направлены на изготовление печатной формы - приспособления или устройства, формирующего красочный слой в соответствии с конфигурацией изобразительных элементов оригинала. Задача печатных процессов - получение множественных печатных оттисков, воспроизводящих оригинал. Отделочные процессы завершают изготовление печатной продукции.

  Полиграфическая промышленность. Полиграфические предприятия в зависимости от характера производства носят название: типография, типолитография, фабрика цветной печати, офсетная фабрика и т.д.; предприятия, объединяющие несколько типографских процессов или видов печати, называются полиграфическими комбинатами. По выпускаемым видам печатной продукции предприятия могут быть универсальными или специализированными (газетные, газетно-журнальные, книжные, картографические и т. д,). В СССР в состав полиграфической промышленности входили также вспомогательные предприятия - шрифтолитейные, красочные и др.

  Полиграфия в России и в СССР. В дореволюционной России (1913) насчитывалось 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. чел. За исключением нескольких крупных типографий, главным образом в Петербурге и Москве, оснащённых ввозимым из-за границы оборудованием и выпускавших небольшими тиражами дорогие издания на высоком полиграфическом уровне, основную массу предприятий составляли мелкие полукустарные типографии, где господствовал ручной труд. В среднем на каждую типографию приходилось меньше чем 3 печатные машины, на каждые 6 типографий - 1 наборная машина.

  Великая Октябрьская социалистическая революция передала в руки трудящихся все технические и материальные средства печатания газет, брошюр, книг и др. произведений печати, что было зафиксировано в первой советской Конституции, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918.

   В годы довоенных пятилеток (1929-1940) были построены крупные полиграфические предприятия, при этом главное внимание уделялось обеспечению технической базой газетной печати. Вступили в строй крупнейшие московские газетные типографии - типография газеты "Правда", типография газеты "Рабочая Москва", "За индустриализацию" и др.; ряд газетных типографий в республиканских и областных центрах (Киеве, Минске, Алма-Ате, Баку, Ташкенте, Казани, Харькове, Свердловске и др.), созданы небольшие газетные типографии в районных центрах (в 1934 их насчитывалось 1800); для политотделов МТС и на транспорте было организовано свыше 2300 мелких газетных типографий.

 В 1940 г. в СССР имелось 4784 предприятия полиграфии, на которых работало свыше 110 тыс. чел. По сравнению с 1913 г. средний тираж книги вырос более чем в 3 раза, а разовый тираж газеты - более чем в 10 раз.

   В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. в районах, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками, по неполным данным, было уничтожено или разрушено около 3 тыс. полиграфических предприятий.

  За 1944-1947 г. была восстановлена большая часть типографий. В первые послевоенные годы (1946-1950) было завершено восстановление полиграфической промышленности и начата её реконструкция. Реконструированы ведущие типографии Москвы, Ленинграда и др. крупных промышленных и культурных центров, организовано 3500 районных типографий. На 1 марта 1949 г. насчитывалось около 6000 полиграфических предприятий, на которых работало 190 тыс. чел.

  Серпуховская типография в советские годы была одной из крупнейших в Московской области. Ей в первую очередь давали выполнять крупные государственные заказы: изготовление трудовых книжек, удостоверений для депутатов Государственной Думы, Мособлдумы.

 В 2017 году Серпуховская типография вошла в состав Государственного автономного учреждения Московской области «Серпуховское информагентство», основной деятельностью которого является выпуск газеты «Серпуховские вести». Газета отметила свое 100-летие 7 февраля 2019 года.

 

 

Музей печати Серпухов

Обратная связь
Оставьте заявку и менеджер музея свяжется с вами

Submitting Form...

The server encountered an error.

Form received.

Музей печати Серпухов

+7(968) 027-98-98, +7 (4967) 72 07 01

Яндекс.Метрика